Как выбрать монитор для работы и игр

МониторМонитор — вещь крайне важная. Многие смотрят в него почти каждый день. В этой статье речь не пойдёт о готовых решениях (ноутбук или моноблок), в которых иногда приходится идти на компромисс относительно частного, если конфигурация устраивает в общем. А вот если монитор покупается отдельно, тут можно и развернуться. Разберём, на что нужно обратить внимание при выборе монитора.

На какие характеристики обратить внимание

Для начала перечислим основные характеристики мониторов.

Диагональ — расстояние от левого нижнего угла до правого верхнего или от левого верхнего угла до правого нижнего. Диагональ — один из показателей размера монитора. Изменяется она в дюймах или сантиметрах. В дальнейшем в этой статье диагональ будет обозначаться в дюймах. Для перевода в сантиметры нужно умножать на 2,54.

Как выбрать монитор для работы и игр
Диагональ монитора.

Для стационарного компьютера в текущих условиях нет смысла выбирать монитор с диагональю меньше 19 дюймов, если только Вы не ограничены размерами помещения. Достаточно универсальны мониторы с диагональю 24-27 дюймов. С ними удобно и поработать, и поиграть, и фильм посмотреть. Конечно же, и эта диагональ не предел. Но учитывайте, что с ростом диагонали растёт и расстояние, на котором нужно находиться от монитора. Тут мы опять возвращаемся к размеру помещения.

Соотношение сторон — отношение ширины и высоты экрана. Это ещё один из показателей размера монитора. Достаточно немного вспомнить геометрию (а экран это прямоугольник), чтобы понять, что мониторы с одной и той же диагональю и разным соотношением сторон будут иметь разную площадь экрана. Соотношения бывают следующие: 4:3, 5:4, 16:10, 16:9 и 21:9. Первые два считаются классическими, остальные три относят к широкоформатным.

Как выбрать монитор для работы и игр
Соотношение сторон монитора.

Какое соотношение сторон выбрать? Это во многом зависит от того, для каких целей используется компьютер. Классические соотношения 4:3 и 5:4 удобны при работе с текстовыми документами и в сети Интернет, но мониторов с такими соотношениями сторон выпускается всё меньше и меньше. С большими диагоналями их и вовсе не найдёшь.

Стандартом сейчас являются соотношения 16:9 и 16:10. Первое чуть удобнее для фильмов и игр, второе для офисной работы. Соотношение 21:9 подойдёт, если Вы монтируете видео. Однако и геймерам такие мониторы тоже подойдут.

Разрешение экрана — число пикселей на экране. Здесь действует правило «чем больше — тем лучше». Мониторы могут иметь одинаковые диагональ и соотношение сторон, но разное разрешение. Малое число пикселей (или, как ещё говорят, плотность точек) приведёт к повышенной утомляемости глаз. С другой стороны, перебарщивать с плотностью точек тоже нет смысла. Уплотняя пиксели, производители монитора уже дошли до того предела, когда человеческий глаз практически не чувствует эффекта от увеличения числа пикселей. Ниже приведены комфортные разрешения экрана в зависимости от диагонали.

Диагональ Разрешение экрана
Стандарт Качество
19 дюймов 1440×900
21-24 дюйма 1600×900 1920×1080
27-32 дюйма 1920×1080 2560×1440
32-45 дюймов 2560×1440 3840×2160

Тип матрицы — если не вдаваться в подробности, то это технология изготовления экрана монитора. Это тоже достаточно важный момент, ведь именно от типа матрицы зависят такие важные показатели, как яркость и контрастность, углы обзора, цветопередача и время отклика. Есть три основные технологии производства и ряд их модификаций.

  • TN+Film — такой тип матрицы на текущий момент времени считается устаревшим. К его плюсам стоит отнести хорошее время отклика и невысокую стоимость. Минусов, к сожалению, больше. Матрица TN+Film имеет небольшие углы обзора, невысокую контрастность и не слишком качественную цветопередачу. Таким образом, матрица TN+Film используется в недорогих офисных мониторах. Быстрый отклик будет плюсом в играх, но качество картинки при этом будет не самое лучшее.
  • VA (MVA/PVA) — матрицы такого типа являются неплохим выбором, если нет жёстких требований к качеству цветопередачи и времени отклика. Матрица VA посовременнее относительно TN+Film, чуть подороже, лучше по углам обзора и цветопередачи. У матриц VA наблюдаются проблемы с передачей полутонов и с сильными колебаниями цветового баланса. Разницы между MVA и PVA нет. Ну или практически нет, потому что разница только в производителе. У MVA это Fujitsu, а у PVA — Samsung.
  • IPS (H-IPS, AH-IPS, E-IPS, P-IPS, PLS) — самая популярная на текущий момент технология изготовления матрицы, но и самая дорогая в производстве. Имеет хорошую цветопередачу, контрастность и угол обзора. Минусом является большое время отклика — от 8 миллисекунд (для сравнения у TN+Film оно составляет 2 мс). Имеет ряд модификаций: H-IPS с уменьшенным до 5 мс временем отклика и улучшенной контрастностью, AH-IPS с повышенными яркостью и цветопередачей и уменьшенным энергопотреблением, E-IPS, которая почти как классическая IPS, но подешевле, P-IPS с максимальным на текущий момент качеством цветопередачи и PLS с повышенной плотностью пикселей.

Подсветка монитора — за счёт неё монитору не нужен дополнительный источник света. Бывает двух видов: CCFL и LED.

  • CCFL — подсветка за счёт люминесцентных ламп. Устаревшая технология, которая выходит из употребления из-за недолговечности ламп и неравномерность освещения разных участков монитора. Лампы ещё и греются и потребляют относительно много электроэнергии. Достоинство одно — цена.
  • LED — подсветка за счёт светодиодов. Долговечна, равномерно подсвечивает экран, потребляет меньше электроэнергии, ещё и монитор можно сделать тоньше. Но дороже в производстве. Бывает следующих вариантов: W-LED — подсветка идёт за счёт белых светодиодов, которые расположены по периметру экрана; GB-LED — используются зеленые и синие светодиоды; RGB-LED — используются красные, зеленые и синие светодиоды. Самым простым и дешёвым является W-LED. Он и самый распространённый. RGB-LED это самый дорогой и качественный вариант. Ну а GB-LED это некий компромисс.

Покрытие экрана — поверхность экрана может быть матовой или глянцевой. Есть и некие компромиссные варианты. Глянцевый экран выглядит эффектнее, он имеет лучшую цветопередачу, особенно что касается чёрного цвета. Но у него есть и огромный минус — блики от источников света. Матовый экран выглядит скромнее, цвета на нём не такие сочные, зато и про расположение источников света думать не приходится. Учтите ещё такой момент: на глянцевый экран можно наклеить матовую плёнку при необходимости. Производители мониторов тоже стараются найти золотую середину. Благодаря этому на свет появляются мониторы, которые обыватели называют «полуматовыми» или «полуглянцевыми» — при прямом взгляде они похоже на матовый монитор, а при взгляде со стороны можно заметить характерные блики. Как бы то ни было, чудес от них не стоит ждать.

Частота обновления — скорость смены кадров на экране. Должна быть не меньше 60 Гц, а лучше 75 Гц. Для игр нужно и того выше — 120-144 Гц.

Интерфейсы подключения — разъёмы, через которые монитор подключается к компьютеру. Нужно соотносить с разъёмами, которые имеются на видеокарте или материнской плате компьютера. HDMI и DisplayPort умеют одновременно передавать и видео, и звук. Полезно, если в мониторе есть встроенные колонки. DisplayPort чуть предпочтительнее в плане качества передачи видео и звука, ну а сверхвысокое разрешение 8K может выводить только он. Неплохой альтернативой является и разъём DVI. Ну а VGA (D-SUB) это устаревший разъём, зато и встречается повсеместно. Мониторы с колонками имеют аудиоразъём. Часто есть и USB для подключения флэшки. Подробнее про интерфейсы подключения монитора можно прочитать в статье по этой ссылке.

Как правильно выбрать монитор

Выбор монитора стоит начинать с ответа на вопрос — какой контент на нём будет в основном воспроизводиться. Для фильмов, игр и редактирования видео важны хороший отклик и цветопередача. Цветопередача и контрастность важны для тех, кто работает с графикой. Работа с текстами и таблицами может успешно вестись на мониторах попроще.

Выше мы перечислили характеристики мониторов, на которые обязательно нужно обратить внимание. Но есть и дополнительные опции, которые будет не лишним обсудить под конец статьи. Некоторые из них весьма полезны, другие, прямо скажем, на любителя.

Дополнительные функции мониторов

Форма экрана — классический плоский экран или изогнутый. Относительно изогнутых экранов присутствуют полярные точки зрения: кто-то считает их баловством и продуктом маркетологов, кто-то заявляет, что при больших размерах экрана трудно сфокусироваться на изображении по краям, если говорить про обычный плоский экран. Края изогнутого экрана ближе к смотрящему. Бонусом можно рассчитывать на дополнительный эффект погружения в играх. Подробнее о плюсах и минусах изогнутых экранов можно прочитать в статье по этой ссылке.

Как выбрать монитор для работы и игр

Возможность разворота экрана — полезна, если при работе нужна портретная ориентация.

Поддержка 3D — позволяет воспроизводить объёмное изображение. Требуются специальные очки, совместимая видеокарта и частота обновления не менее 120 Гц.

Это далеко не все функции, которыми может быть наделён современный монитор. В продаже имеются модели со встроенной видеокамерой, ТВ-тюнером (по сути, это уже телевизоры), сенсорным экраном и прочими приятными мелочами. Но главная функция монитора — показывать изображение. Именно на эту его способность и надо обращать внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.