Вечный вопрос, который, ко всему прочему, еще и сильно замылен маркетингом. Конечно, когда мы говорим о вычислительных мощностях, то тут всегда чем больше — тем лучше. И всё было бы просто, если бы мы не были ограничены бюджетом. А так — возникает сакральный вопрос, вынесенный в название этой заметки. Итак, попробуем разобраться.
Тактовая частота — это количество операций в секунду. Самой простой аналогией будет скорость автомобиля (самолета, ракеты… чего угодно). Правда, скорости транспортных средств не увеличиваются такими темпами от года к году, но аналогия понятна. Естественно, чем выше скорость автомобиля, тем быстрее мы доберемся до точки назначения.
Ядра процессора — это, фактически, микропроцессор в миниатюре со своими конвейерами, кэшем и векторными командами. Прямую аналогию тут подобрать сложно, но представим, что автомобилей у нас уже несколько. Соответственно, если груза много (объем информации), то перевезти его можно быстрее. Есть, однако, свои тонкости. Во-первых, груз должен уметь делиться. Скажем, какие-нибудь коробки мы распихаем в разные автомобили, а ценную древнегреческую статую распиливать на части не будем. В таком случае не важно сколько у нас машин, поедет всё равно одна. Во-вторых, производители намеренно занижают тактовую частоту многоядерных процессоров, в основном ради снижения энергопотребления и из-за требований по теплоотводу (TDP). Поэтому у таких процессоров приложения, не оптимизированные под многопоточность, будут проседать.
Свою роль играют и архитектура процессора, и работа конкретного движка (если мы об играх). Но это для стороннего наблюдателя уже излишняя информация, и проще посмотреть тесты производительности конкретных моделей.
Ниже таблица, в которой я постарался в общем виде описать, что лучше выбрать исходя из потребностей.
Тактовая частота | Количество ядер | |
Сервер | V | |
Десктоп: | ||
Работа с видео, аудио, изображениями | V | |
Игры | V | |
Универсальная машина | V |
Тут надо понимать, что одно не исключает другое. Т.е. одноядерный процессор Вы сейчас вряд ли найдете. И если, к примеру, Вы не уверены в том, насколько используемые вами приложения умеют обращаться с многоядерностью, то можно надбавить старых-добрых мегагерц. Собрались обрабатывать видео, аудио или изображения, то тут выбор, однозначно, в сторону ядер. Многопоточность важна и для сервера, так что с этим всё понятно.
С играми сложнее и, во многом, зависит от года выпуска той или иной игры, да и просто от усилий разработчиков. Но, в целом, для современных игр многопоточность это уже стандарт.
P.S. Пожалуй, самое ужасное привнесение здравого смысла в жертву маркетингу — это рост количества ядер в смартфонах. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Процессоры разных компаний имеют основной показатель – тактовая частота процессора, поэтому примерно сравнимы друг с другом при одной тактовой частоте, имея преимущества в одних возможностях и недостатки в других. При выборе процессора обращают внимание на его тактовую частоту, тактовую частоту системной шины и цену процессора вместе с материнской платой.